Дорога к дому

Уважаемые читатели!

Еще раз примите искрение поздравления с наступившим новым 2011 годом! В прошлом году мною был написан материал «Дорога к дому», характеризующий транспортную ситуацию столицы республики и поднимающий проблему внутриквартальных проездов. Данный материал был опубликован рядом СМИ, теперь хочу его представить  на Ваш «суд» уважаемый читатель.

 

«ДОРОГА К ДОМУ»

Наблюдаемые в настоящее время темпы автомобилизации свидетельствуют о том, что автомобиль для практически любой российской семьи становится не только необходимым, но и статусным элементом. Это  же  касается большинства молодых людей вступающих в деятельную фазу жизни, диктующую все более высокие требования мобильности. Вместе с тем, этот объективный процесс порождает целый ряд проблем, которые стремительно трансформируются в социально значимые, но в значительной  степени обусловлены факторами по большей части субъективными.

            Говоря о безопасности дорожного движения в предыдущих тематических публикациях, анализируя ее составляющие, мы однозначно приходили к выводу о том, что в этом вопросе не может быть мелочей. Сегодня, когда транспортный поток, подобно весеннему разливу, расширился настолько, что приближается к порогу наших домов, впору поговорить о ситуации, складывающейся на уличной сети жилых районов наших городов, особенно во внутридворовых проездах и улочках.

            Так же, как большинство улиц и городских автодорог, внутренняя дорожная инфраструктура так называемых «спальных районов», планировалась исходя из расчетных показателей изменившихся в последние годы несоизмеримо относительно тех, что принимались за основу в период их возведения. В первую очередь это относится к внутридворовым территориям, отводимым под парковку автотранспорта. Если двадцать лет назад зачастую парковочные места внутри дворов оставались невостребованными, то сейчас потребность в них возросла в десятки раз. Городские дворы нашего времени и зимой и летом буквально «забиты» припаркованными автомашинами.

            За годы до проявления этой проблемы благодаря стараниям городских властей всех уровней на значительной части внутридворовых территорий были сформированы зеленые островки, являющиеся теперь неотъемлемой частью городского пейзажа. Любые попытки расширения проезжих частей и парковочных территорий во дворах неизбежно вступают в противоречие с мнением общественности, совершенно справедливо ратующим за сохранение создаваемых годами насаждений и газонов. В этих условиях решением проблемы в ее наиболее значимом звучании может стать строительство многоуровневых паркингов. Подобного рода решения не являются инновацией, успешно применяются в районах перспективной застройки. Однако, любой читающей эту статью, согласиться с одним большим «НО». На проектирование и возведение паркингов в непростых условиях сложившейся внутридворовой инфраструктуры потребуется немало времени, а проблема остро стоит уже сейчас.

В нашем понимании собственно проблемой является движение по внутридворовым проездам в условиях максимального, приближенного к критическому ограничению створ этих проездов вследствие хаотичного паркования транспортных средств на проезжих частях дворов. Движущееся транспортное средство по известному определению уже является источником повышенной опасности. Движение же в описанных выше условиях существенно повышает уровень опасности. Понимание этого внутри самого водительского сообщества могло бы способствовать извлечению определенных резервов, позволяющих снять остроту поднимаемой проблемы. Перед тем как перейти к анализу составляющих элементов безопасности дорожного движения необходимо вспомнить, что на любой автодороге уровень безопасности каждого участника дорожного движения напрямую зависит от общей интенсивности движения по ней и складывающихся дорожных условий.

Даже визуальное исследование алгоритмов городского транспортного движения в вечерние часы показывает, что сформировавшийся транспортный поток перемещается на относительно большие в условиях города расстояния по основным городским магистралям. Вливаясь в жилые районы этот поток разбивается до уровня индивидуального движения отдельно взятой автомашины, водитель которой стремится попасть к цели, которой в большинстве случаев является многоэтажный жилой дом, где типичный автовладелец проживает. При этом интенсивность движения по внутриквартальным проездам формируется исходя из субъективных представлений каждого водителя об удобстве выбираемого маршрута следования. Читатель этой статьи, проживающий (для убедительности примера) в столице нашей республики в любом из домов спального сектора, подойдя к окну, имеет возможность наблюдать достаточно значимое по интенсивности движение по внутридворовым проездам. При этом результаты самого поверхностного наблюдения за этим движением покажут, что большинство автомашин движутся из одного двора в другой и далее в этом режиме. Следующим результатом наблюдения будет то, что движение это очень сложное, сопряженное с множеством маневров, большинство из которых достаточно рискованные, встречный разъезд автомашин в условиях ограничения проезжих частей припаркованными транспортными средствами может оказаться вообще невозможен. Понятно желание автовладельцев припарковать своего «железного коня» прямо перед порогом дома. В то же время, из достаточно общих наблюдений следует вывод, что немало водителей пускаются в рейд через внутриквартальные проезды, имея желание «срезать углы» более безопасного маршрута пролегающего по магистральным проезжим частям, «сэкономив» таким образом в среднем 300-500 метров пути и 2-3 остановки на светофорах. Выражаясь образно, срабатывает обратное понимание известной пословицы, гласящей, что «умный в гору не пойдет». Исходя из этого проезжие части во дворах в вечерние и утренние часы зачастую по показателю интенсивности движения соперничают с основными городскими магистралями. Причем движение это происходит в условиях минимального регламента, который просто не предусматривается для проезжих частей этой категории. Наибольшей опасности при этом подвергаются пешеходы, особенно дети. Да и сами водители, выбирающие такой маршрут движения, постоянно находятся в условиях, когда вероятность дорожно-транспортного происшествия наиболее высока. Не случайно, что в городах все больше вызовов на оформление таких фактов поступает от водителей не сумевших избежать столкновений и наездов при проезде жилых кварталов. Изменить нарастающие негативные тенденции способна сознательность каждого водителя, вытекающая из понимания проблемы. Необходимо отказаться от привычных маршрутов, если они пролегают по внутриквартальным проездам даже в незначительной части. Альтернативой в этом случае будет являться, возможно, более протяженный, но относительно безопасный маршрут по основной магистрали с привычным заездом в «свой» двор. 

В своей статье я неоднократно упомянул термин «внутриквартальные проезды». Этот профессиональный термин имеет определенный перечень характеризующих понятий, но хочется отметить, что это и есть дорога к нашему дому и в силах каждого из нас сделать ее более безопасной в первую для наших детей.

Главный государственный инспектор
безопасности дорожного движения
МВД по Республике Башкортостан                                                    Д.З. Гильмутдинов

Комментарии

Линар ФАР
Статья правильная, отображает нашу действительность. Но хочу заметить еще одно: в условиях зимы, проезды во дворах очень скользские. Заезжая во двор, есть риск соскользнуть в ледяную колею или пытаясь из нее выбраться, зацепить другое ТС.
7.01.2011
Ринат
Мне кажется что водители(опытные водители, которые знают свой район) никогда неоткажутся проехать в "час пик" по дворику(при соблюдении всех ПДД)!!!
7.01.2011
фидан
статья очень правильная, эти машины там всем мешают, а еще хотелось бы обратить ваше внимание на перекресток ул.генКусимова, Магистральная,Дагестанская который совершенно не оборудован светофорами или знаками, как там переходить дорогу детям и пожилым. район растет и движение становится интенсивнее, опасность перехода нарастает с каждым днем, прошу помочь в этом вопросе
15.01.2011
С вступлением в силу в 2004 г. Градостроительного Кодекса, внесшего поправки в Законы России «О милиции», «О безопасности дорожного движения» Госавтоинспекция МВД РФ исключена из органов государственного регулирования, осуществляющих мероприятия по организации дорожного движения. Указанные мероприятия теперь, в соответствии со статьей 21 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», главы 3 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» отнесены к ведению органов исполнительной власти. В нашем случае - отдел организации дорожного движения при администрации городского округа г. Уфа РБ, который в соответствии с данными законодательными актами обязан решать вопросы по организации дорожного движения тел. 273-27-63.
 
Юлия
Моё мнение: 90% этих самых газонов используются по одному всем известному назначению - кошечками и собачками жителей домов. Эти газоны дворники в лучшем случае чистят от листвы и прочего мусора. Трава (особенно летом, какое было в этом году) на таких газонах выжжена, вытоптана. Да и газоны в новостройках такие, что на них ничего не растет, т.к. вместо земли в них глина... И такова ситуация не только внутри дворов. Газоны, где они не являются элементом озеленения, а уродством, должны быть уничтожены, на их месте должны появиться детские площадки, доп.парковочные места, дополнительные полосы движения (на улицах).
19.01.2011