КОРОТКОЕ СВИДАНИЕ С ЗЕМЛЕЙ…
В этом году в республике произошло 349 дорожно – транспортных происшествий с участием детей и подростков. В результате погибло 22 ребенка и 360 травмированы. Впервые в Башкортостане неуклонно за последние годы сокращающийся показатель гибели детей на дороге устремился вверх.
На эту тему мы говорим с Главным Госавтоинспектором республики Динаром Гильмутдиновым.
- В каждом случае причиной автоаварии можно, да и нужно, считать безответственность и халатность взрослых. Именно в небрежном отношении старших к младшим кроется главный фактор детской смертности на дорогах. Мы, взрослые, думаем, что чувство самосохранения присуще каждому… К сожалению, это не так. Маленький человек уверенный, что его и на дороге будут беречь, фактически оказывается один на один с проблемой обеспечения собственной безопасности на дороге.
Дети, как правило, не могут по достоинству оценить дорожную ситуацию. Иногда бегут напрямик, не выбирая дороги, подчас не обращая внимание на дорожные знаки и указатели. Они постоянно наблюдают за нами, подмечая все, перенимая все привычки взрослых. И зачастую из-за элементарного незнания Правил дорожного движения становятся жертвами дороги. И для большинства детей травмы не проходят бесследно.
- Поговорим о малолетних водителях.
- Как свидетельствует проведенный анализ, наибольшая часть дорожных трагедий, произошедших с несовершеннолетними участниками дорожного движения регистрируется в период каникулярного времени, а также в не учебное время, когда дети неорганизованны, бесконтрольны и предоставлены сами себе.
Кроме этого от общего числа ДТП на долю юных велосипедистов и мотоциклистов приходится почти 14% автодорожных происшествий. В этом году мы столкнулись еще с одной проблемой – малолетние водители автомобильного транспорта. Родители настолько отстранились от реальности, что порой не в силах проконтролировать, чем занимается их ребенок. А он тем временем, не имея ни малейшего понятия об управлении транспортом, лихачит, как это произошло на прошлой неделе в Бирске. Пятнадцатилетний подросток на отцовской машине «Форд Фокус» решил прокатить своих друзей. На выезде из города в направлении с. Баженово девятиклассник из-за превышения допустимой скорости не справился с управлением. В результате опрокидывания автомобиля погибли подростки 14 и 15 лет, еще двое – 15 и 16 лет с тяжелейшими травмами госпитализированы. Медицинская помощь была оказана и самому водителю.
- Вы, сами, в каком возрасте впервые сели за руль?
- Это было в рамках учебно-производственного комбината. В советские времена, учащиеся 9-10 классов получали навыки по различным специальностям: токаря, фрезеровщика, повара… В том числе шло обучение по предмету «Автодело», позволяющее изучать устройство автомобиля и получать навыки вождения. Таким образом, в 16 -17 лет я впервые обучался практическому вождению транспортным средством. И по достижению 18 лет сдал квалификационный экзамен и получил соответствующее водительское удостоверения.
- Вернемся к основной теме. Так как же быть? Извечный вопрос: что делать?
- Все элементарно: соблюдать правила, как бы банально это ни звучало… Родителям важно знать складывающуюся обстановку, делать выводы. Из дорожной статистики никакого секрета мы не делаем. Почему бы мамам и папам, бабушкам и дедушкам не задуматься о причинах и сезонности ДТП, аварийноопасных часах в сутках. Ведь есть такие дотошные родители – я искренне благодарен им! – они звонят, интересуются, заходят на сайт… Им важно, чтоб их ребенок жил и был здоров, а они при этом приложат максимум усилий!
Вот, к примеру, из 22 погибших в ДТП детей шестеро были пешеходами. С начала учебного года в авариях мы потеряли семерых школьников. Проведенный Госавтоинспекцией анализ показал, что 64% несовершеннолетних участников дорожного движения были травмированы на дорогах городов, остальные - в сельской местности. При этом 48% от числа всех ДТП с участием детей приходится на город Уфу. А в сельской местности, по-прежнему, тяжесть последствий выше, нежели в городах.
Основными причинами ДДТТ являются переход проезжей части в не установленном месте и перед близко идущим транспортом, неожиданный выход из-за стоящего транспортного средства и препятствия, игра на проезжей части или рядом с ней, неподчинение сигналам светофора.
Больше всего на дорогах страдают мальчики. По возрастным категориям - это в основном дети от 6 до 11 лет.
16 погибших малышей находились в автомобилях без детских удерживающих устройств.
Это же непросто слова и сухие цифры! Сделать соответствующие выводы самому и постоянно напоминать об этом ребенку несложно.
- Может, все-таки, подскажем?
- Чтобы не возникали вопросы: как это произошло, почему на наших дорогах случаются аварии, где жертвами и пострадавшими становятся дети, каждый взрослый обязан помнить несколько очевидных истин.
Во-первых, никто не застрахован от участия в ДТП. В реальности, контролируя ситуацию на дороге, реально и пешеходу, и водителю, и даже пассажиру, смягчить «удар» и снизить тяжесть последствий. Требование для всех едино – не надеяться на «авось». Советую даже не допускать мысли, типа, «меня это не коснется». На дороге нельзя оправдать даже малейший риск, т.к. с ним может быть связана череда событий… Пешеходу рекомендую переходить только в установленных местах, водителю – соблюдать скоростной режим, чтоб упредить наезд или столкновение. Пассажиру – сам Бог велел, пристегиваться ремнем безопасности, и не доверять свою жизнь пьяному лихачу.
Во-вторых, важно знать, что есть аварийноопасное время в сутках и дни. Мы всегда говорим о них, приводя статистику ГИБДД. Особо бдительными в этой связи надо быть в утренние и вечерние часы. Пешеходам следует осторожничать с сумеречное и темное время суток. Водителям не помешало бы вдвойне - втройне остерегаться мнимых безлюдных мест. В общем, будьте настороже постоянно.
В - третьих, прошу донести до вашего ребенка информацию о том, что любое транспортное средство мгновенно остановить не возможно. Ценность этого совета в том, что педагоги, с которым строится наша совместная деятельность, не в силах контролировать детей в неучебное время. Особенно это касается каникулярных и праздничных дней. Как раз в это время и отмечается всплеск аварийности с участием детей.
- В принципе, нет. Возможно взрослому «удобно», «выгодно», или просто «спокойно» НЕ НАПОМИНАТЬ ребенку о личной безопасности. Поделитесь мнением по этому поводу?
- Вы знаете, не исключено. Ведь тогда придется самому быть законопослушным и соответствовать своим же требованиям и нравоучениям. А это, похоже, не просто…
13.11.2012 Пропаганда безопасности ДД